САЛЯФИЯ КАК ОТДЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ИСТИННОЙ САЛЯФИЕЙ
Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, был задан вопрос: «Мы хотим знать, что из себя представляет салафия как манхадж, можем ли мы быть причисленными к салафие? Должны ли мы порицать тех, кто не причисляется к ней или порицать за слово «салафит» и т.д.»?
Ответ: «Хвала Аллаху. Ас-салафия – это следование манхаджу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, потому что они – те, кто жил до нас, наши предшественники (салафы). Следование им – салафия.
Что касается взятия салафии в качестве специального манхаджа, то это когда человек причисляется к “салафитской партии” и считает заблудшими тех мусульман, которые не согласны с ним, даже если они на истине. Взятие салафии как партийного манхаджа противоречит самой салафии.
Все салафы призывали к согласию и объединению вокруг Сунны посланника, да благословит его Аллах и приветсвует, и не считали заблудшими тех, кто противоречил им, кроме как в акъиде. Они считали, что тот, кто противоречит им в акъиде – заблудший, что же касается других вопросов, то они допускали в них большие облегчения.
Но некоторые из тех, кто взял себе манхаджем салафию в наше время, начали считать заблудшими тех, кто противоречит им, даже если с ними истина. Некоторые взяли себе салафию в качестве партийного манхаджа, подобно другим партиям, которые относятся к Исламу. Это должно порицаться, и с этим нельзя соглашаться.
Посмотрите на мазхаб праведных салафов: что они делали? Посмотрите на их путь и широту их сердец относительно противоречий, в которых позволителен иджтихад. У них были разногласия в больших вопросах, в вопросах, связанных с акъидой и делами. Ты можешь найти некоторых из них, например, отрицающими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа, а другие говорили: «Нет, он видел Его». Другие говорили: «То, что будет взвешено в Судный день – деяния», а другие считали, что взвешиваться будут свитки с деяниями. Также у них были большие разногласия по вопросам фикха, в никахе, в наследстве, в торговле и т.д., и вместе с этим они не говорили друг на друга, что они заблудшие.
Что касается салафии как отдельной партии, имеющей свои особенности, и члены которой считают заблудшими тех, кто не с ними, то они не имеют ничего общего с истинной салафией.
Салафия, которая является следованием манхаджа салафов в акъиде, словах, делах, объединении, разногласии, согласии, проявлении милосердия и дружеских отношений друг к другу, как сказал пророк:
مثل المؤمنين في توادهم وتراحمهم وتعاطفهم كمثل الجسد الواحد إذا اشتكى منه عضو تداعى له سائر الجسد بالحمى والسهر
«Верующие в проявлении милосердия, сочувствия и дружеских отношений друг к другу подобны единому телу: если какая-нибудь часть его начинает болеть, все остальные части тела отзываются на это бессонницей и лихорадкой» – это и есть истинная салафия».
— См. «Ликъаат аль-баб аль-мафтух», 3\246.
Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Ахлю-Сунна уаль-джама’а – это саляфы нашей уммы, и тот, кто следует по пути пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, является саляфитом!»
— См. “Шарху ‘акъида аль-уасатыя” 1/314.
Шейх Ибн ‘Усеймин также сказал: «Кто такие приверженцы асара?! Это те, кто следует асару, кто следует Корану, Сунне и словам сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И этого нет ни в одной из существующих течений, кроме саляфитов, которые строго следуют дороге саляфов!»
— Сл. “Шарх ‘акъида ас-Саффариния” № 1.